Роман Е. Водолазкина "Авиатор"

"Образование в России" рекомендует ещё одну книгу к прочтению

В 2016 году на полках книжных магазинов страны появился "Авиатор" Евгения Водолазкина.  Прошло несколько месяцев, и книга обрела своих поклонников, среди которых авторы читательских блогов, режиссеры, драматурги, литературные критики и обычные читатели. Новое произведение доктора филологических наук, чьи книги и научные работы известны как в России, так и за рубежом, вызвало неподдельный интерес, ведь еще до публикации работы вокруг нее ходило много разговоров.  Итог - книга становится лидером продаж, а также отмечена самыми значимыми литературными наградами: «Русский Букер», «Большая книга», «Книга года». В чем же причина такой популярности? Попробуем разобраться.

У романа краткое и весьма обычное начало: главный персонаж очнулся в больничной палате, он не помнит ни своего имени, ни звания, ни причины, по которой попал сюда. Спустя время память начинает возвращаться, но не полностью, а по важным крупицам, наполненными запахами, звуками и отдельными фразами, которые Иннокентий Платонов, тот самый герой романа, пытается связать со своим прошлым. А прошлое действительно осталось далеко позади, как и Петербург 1900 года, Революция 1917 года, Первая Мировая война... При этом на дворе 1999 год. Литературные критики по достоинству оценили такой ход автора.

«Лики прошлого нужны ему не сами по себе, но как возможность говорить о текущем моменте. С помощью замысловатой композиционной рамы, рифмующей разные времена в неделимый поток. Эта иногда почти картонная условность, слегка комкающая финал и необходимая для того, чтобы свести сюжетные концы воедино, отлично работает в первой части: картины Петербурга накануне революции и Петербурга нынешнего, поставленные встык, бьют по восприятию мощнее любых мемуаров», - так пишет литературный критик Дмитрий Бавильский в «Новой газете». Другими словами, читатель заинтригован, все события начинают напоминать детектив, а главный герой с каждой последующей страницей уводит читателя все дальше и дальше от главной причины произошедшего.

Надо сказать, что роману Евгения Водолазкина присваивали множество жанров и, как ни странно, ко всем ним он подходит. Автор детально и аккуратно описывает исторические образы. Не события, а именно образы ушедшего времени: семейные устои, долгие прогулки по Петербургу начала двадцатого столетия, кинематограф и транспорт прошлого века. Читатель погружается в атмосферу минувшего, при этом не переставая задавать себе вопрос «Почему именно «Авиатор»? Почему именно это устаревшее для нас слово стало названием романа?»

Слово - символ, образ человека. С одной стороны, он не желает вмешиваться в мировые проблемы, но при этом наблюдет с высоты за происходящим, с другой, герой видит все по-своему и, соответственно, делает собственные, очень личные выводы: «Думал о природе исторических бедствий – революций там, войн и прочего. Главный их ужас не в стрельбе. И даже не в голоде. Он в том, что освобождаются самые низменные человеческие страсти».

Формула успеха этого романа проста.  Дневниковые записи от лица главного героя - изюминка «Авиатора». Автор, досконально изучив два периода ХХ века, которые имеют свои особенности, быт и нравы, незаметно увлекает читателя, заставляя с головой окунуться в роман и, подобно авиатору, взглянуть на две совершенно разные исторические эпохи, столь отличающиеся и одновременно столь похожие друг на друга. В романе вы не найдете детально прорисованных историй, полных портретов персонажей - все состоит из деталей, они зависят друг от друга, словно механизмы самолета. Это увидели и критики.

Андрей Рудалев из «Свободной Прессы» пишет: «Сами по себе персонажи Водолазкина односложны. Им не свойственна категория характера, да и тайну они из себя не представляют. По поводу характера, конечно же, можно сказать, что это следствие занятий медиевистикой, где такого понятия попросту не существовало. Но основная причина кроется в том, что сами герои книги не важны, они вторичны».

Не мог автор не затронуть одну из самых актуальных проблем современности — отношение к истории как общества в целом, так и личности, которая является незаменимой частичкой в ее сложном механизме. Чем больше мы узнаем о деталях жизни одного человека, его мыслях, политике, воспоминаниях о семье и своей молодости, тем больше убеждаемся, что история - это все мы, ведь она состоит из фрагментов — звуков, слов, фраз...

«Для одних событие – Ватерлоо, а для других — вечерняя беседа на кухне.» - так звучит цитата из самого романа.

Скажем сразу: роман читается на одном дыхании. Читатель в какой-то момент начинает чувствовать себя тем самым авиатором, который покоряет новое для себя пространство. В книге есть боль, радость, счастье, горечь утраты, страх и чувство превосходства над обстоятельствами. Листая страницу за страницей, читатель шагает по самым важным дорогам жизни главного героя. Вот еще одно экспертное мнение о романе: «О вопросах, которые поднимаются в романе, можно рассуждать долго — природа власти, ужасы лагеря, раскаяние человека в своих грехах. Здесь Водолазкин предстает верным последователем русских классиков — от Достоевского до Шаламова. Его текст многослоен: на поверхности — история, за ней — множественность смыслов, отсылки к библейским и художественным текстам, десятки поводов задуматься о серьезном», - так говорит Надежда Сергеева из «Прочтения».

Роман «Авиатор» для читателей разных возрастов. Написан он легко, понятным языком. Назвать это творение чисто молодежным было бы неправильно, но то, что оно ориентировано на молодое поколение, можно сказать с уверенностью. А для тех, кто интересуется историей прошлого века, там есть очень много деталей жизни и быта 20 века, и все это через призму судьбы одного человека.

Ютуб- блог «Библионариум» дал роману краткую характеристику: «Романтично, но без розовых соплей; трагично, но без стенаний; философски, но без пафоса». Мы согласны. Так и есть.

comments powered by HyperComments