Мир, в котором медиа являются основной формой досуга, требует от подростков множество новых умений. Чтобы быть успешным - и не только среди одноклассников - нужно уметь излагать свои мысли, и при этом делать это современно и ярко. Теперь к стенгазете, посвященной проекту или событию, школьники могут добавить презентацию, видеоролик, фото, подкаст или пост в соцсетях. А могут и всё вместе! Но как научиться это делать правильно, «по-взрослому»?
Обучать школьников медиаграмотности взялись школьные кружки журналистики. И в некоторых школах такие секции разрослись до масштабов целого локального информагентства: ребята вместе с педагогами участвуют в конкурсах, активно ведут соцсети, освещают события школьного и городского масштаба, снимают социальные видеоролики. О том, чему можно научиться в школьной редакции, мы поговорили с руководителем медиацентра школы №2065 Ганной Овсепян.
В медиацентре школы №2065 жизнь кипит третий год: ребята с 5 по 11 класс учатся писать сценарии и тексты, грамотно держаться себя в кадре, снимать видео, монтировать его и фотографировать. Постоянных «сотрудников» медиацентра — около 20, еще столько же «работают» не регулярно, но по мере возможности. На плечах юных корреспондентов все соцсети школы: аккаунты в Facebook, Вконтакте, «Одноклассниках» и Instagram плюс ютуб-канал и официальный сайт школы. Так называемый медиаплан — список тем, на которые надо снять сюжет или написать заметку — взрослые и дети составляют: вспоминают про ближайшие конкурсы и праздники, планируют съемки для всех школьных структур.
Как и чему учат детей?
— Тележурналистике
Ребята уделяют журналистике около шести часов в неделю. У них есть и теория, и практика — но последней, конечно, больше. Дети осваивают работу в кадре в рамках дисциплины «Медиаэстетика», сразу же пробуют себя перед камерой в школьной студии и затем садятся за монтаж. К слову, оборудовано здесь всё по первому классу: есть и профессиональные камеры, и хромакей, и компьютеры с нужным программным обеспечением.
К сюжетам в медиацентре школы №2065 подходят творчески: не просто снимают репортажи, а пишут сценарий, подводки. Телеистории получаются «живыми», но с чёткой идеей. Например, к 75-летию Победы ребята снимали видеоролик по мотивам дневника Тани Савичевой и сюжет на стихи Александра Розенбаума «А может, не было войны…», видеоклип «Мы в игре» и фильм-путешествие «Мой Московский».
— Фотографии
Много внимания педагоги уделяют тому, чтобы научить ребят создавать красивые профессиональные фото — для соцсетей, сайта и других целей. Школьникам показывают, как работать с ракурсом, светом, композицией. Например, на последнем уроке портретной съемки ученики сначала прослушали теорию, потом отправились оттачивать мастерство друг на друге: каждый пробовал по-разному выставить свет, получить размытый фон, работая с фотоаппаратом и с телефоном.
Ребята сами часто придумывают фотопроекты: в проекте «Лестницы» юные фотографы отрабатывали планы и цветопередачу, а из проекта «Глаза», для которого снимали «зеркало души» разных людей, «родилась» большая фотовыставка.
И, конечно, юнкоры под руководством наставников снимают репортажи важных событий в родной школе, в своем районе и в столице.
— Написанию статей и SMM
Ребята пишут эссе и заметки для конкурсов, которых проходит в столице немало: «Волшебное слово», фестивали-конкурсы Cinemon и FestFoto, «Письмо самому себе из 2030 года», «Если бы я был Президентом». Юные журналисты занимают в них призовые места! Ребят учат работать со словом на материалах для соцсетей: это не только посты и короткие заметки, но и интервью, и лонгриды.
В социальных сетях медиацентра есть регулярные рубрики, которые полностью ведут школьники. Каждый понедельник выходит «Интервью с учителем»: два юнкора, вооруженные диктофоном и фотокамерой, «раскрывают» героя не только как профессионала, но и как интересного человека, переводят аудиофайл в текст и выкладывают материал в сеть. Но перед этим, разумеется, текст отправляют взрослым редакторам.
— Актерскому мастерству и сценической речи
Школьники занимаются актерским мастерством и сценической речью: делают артикуляционные и дыхательные упражнения, читают скороговорки и выполняют парные задания. Упражнения бывают как из репертуара театральной студии, так и помогающие преодолеть страх публичных выступлений.
— Общению и взаимодействию
Медиацентр школы №2065 открыт для всех: съемки конкурсных сюжетов проводят юнармейцы, кадеты, ученики медицинского и инженерного классов, ребята из Совета обучающихся, сотрудники социальной службы и воспитательной части.
Создается множество совместных проектов. Юнкоры медиацентра помогают писать сценарии, снимать, монтировать, придумывают идеи и буквально «заражают» всех любовью к журналистике. Так было и с кадетами – работая вместе с медиацентром над совместным проектом, они постепенно влились в ряды юнкоров.
— Тому, что профессии можно учиться бесконечно
Юные журналисты учатся не только в школьных стенах. Они участвуют в съемках и мастер-классах Московского образовательного телеканала, каждый месяц обучение проходят на городских площадках. Ученики школы №2065 частые гости «ТВ-суббот» в рамках проекта «Субботы московского школьника», где известные журналисты, актеры, режиссеры учат ребят основам профессии. Среди последних мастер-классов: «Создание информационного сюжета», «Как снять натюрморт», «Монтаж телевизионных программ», «Как писать интересные посты для социальных сетей», «Профессия телеведущего», «Искусство игрового кино», «Как брать интервью» и не только.