Популяризация науки сегодня на повестке дня. Все крупные научные институты так или иначе занимаются этой деятельностью: взаимодействуют со СМИ, объясняют сложные вещи простым языком. Многие ученые всю жизнь посвящают популяризации науки, а кто-то достигает в этом действительно впечатляющих успехов: например, Стивен Хокинг, Айзек Азимов или Брайан Грин.
Одно из новых многообещающих течений в популяризации науки – science slam, или, проще говоря, научный стендап. Его придумали в Германии в 2010 году. Вообще, слэм – это научный поединок лекций, рассказанных простым языком. И если на родине слэма ученые рассказывают свои стендапы в барах в непринуждённой атмосфере, то в России это, скорее, академические мероприятия. Отечественные слэмы проходят, в основном, в высших учебных заведениях. В авангарде этого движения в Москве – НИТУ «МИСиС».
Андрей Воронин, директор Центра развития и популяризации молодежной науки НИТУ «МИСиС», высоко оценил роль научного слэма в популяризации науки:
- Чтобы молодежь шла в науку, ей надо показать, что тут у нас тоже интересно, что это не "старички и снобы", а веселые, иногда даже смешные люди, - сказал он. - Но, конечно, надо понимать, что смех смехом, а кандидатскую в форме стендапа не защитишь. Важно, чтобы ученый мог с одинаковым успехом "работать" и там, и тут. И еще хочется, чтобы ребята в науку приходили пораньше. Сейчас это происходит, как правило, в конце третьего курса, а с учетом 4-летнего бакалавриата это поздновато.
Для того, чтобы развивать научный слэм в нашей стране, существует Ассоциация Science Slam Россия: ее члены, объединяя ученых из разных городов, организуют масштабные мероприятия научного стендапа. Они же готовят организаторов таких мероприятий: учат выбирать и тренировать слэмеров, рассказывают о тонкостях профессии. Недавно для всех желающих в стенах НИТУ «МИСиС» прошла трехдневная школа организаторов Science Slam.
В качестве основного спикера второго дня мероприятия был приглашен Сергей Савчук, председатель правления ассоциации Science Slam, тренер и коуч. Он ненадолго приехал из Германии, где проводит большую часть своего времени, чтобы поделиться со слушателями школы своим опытом. Мы ненадолго «украли» его у аудитории, которая, впрочем, была увлечена заданием – расписывала самые главные качества слэмера – для того, чтобы подробнее разобраться в том, что такое scienceslam и почему у этого явления большие перспективы.
– Можно ли слэм с чистой совестью назвать популяризацией науки? Или это все-таки пока для узкого академического круга?
– А почему вы думаете, что нельзя? Ведь проходят городские science slam’ы, которые открыты для городской аудитории. Более того, слэм начался, как городское движение, открытое для всех. Вот как раз то, что мы сейчас начинаем с университетскими слэмами – это да, это в стенах университета, тут есть ограничение аудитории: и участники, и зрители – из студенческой среды.
– Слэмером может стать только ученый?
– Да. Дело в том, что для science slam’а есть основополагающее условие – наличие научного или промежуточного научного результата. Это должны быть либо твои личные научные исследования, либо результаты, полученные в рамках команды.
– А было бы интересно учить ребят слэмить еще со школьной скамьи, как думаете?
– Конечно! Мы этим уже занимаемся. У нас уже пару лет развивается школьное направление слэма: мероприятия проходят в разных городах. Более того, если не ошибаюсь, в этом году прошел первый слэм между школами. Есть, опять же, разные форматы школьного слэма: например, где слэмеры – молодые ученые, и они рассказывают о чем-то школьникам, или такие, где школьники рассказывают о чем-то школьникам.
– А как же они получают научные результаты?
– Ну, у них научные результаты несколько другого уровня – они, например, могут вести какие-то проекты, а потом о них рассказывать.
– Много городов в Science Slam’е участвует?
– Сейчас – порядка 20. И их количество постоянно растет.
– А какие вообще перспективы у Science Slam’а в России?
– Пока кажется, что Science Slam на взлете: во всяком случае, у нас прошлый год по всем показателям был ударный.
– А по каким показателям?
– Несмотря на то, что мы некоммерческая организация, мы привлекаем средства на развитие формата, и финансовые показатели сейчас увеличились. Повысилось и количество слэмов. А еще сейчас выходит второй, скоро будет третий сезон научного стендапа на телеканале «Культура» – туда тоже попадают бывшие слэмеры. То есть, у нас достаточно активное развитие.
– Что ученому может дать участие в научном слэме?
– Мотивация ученых очень разная: кто-то начинает участвовать, потому что хочет выиграть (среди нескольких слэмов всегда определяется победитель – обычно, по громкости аплодисментов – прим.ред.), кто-то – потому что хочет донести какую-то мысль и использует аудиторию, кто-то – «прокачать» свои софт-скилы, кто-то может таким образом найти работодателя и финансирование… Есть примеры, когда наши слэмеры через выступление начинали путь профессионального популяризатора науки. Вообще, число профессиональных слэмеров растет. Сейчас это целое сообщество активных ученых, которые показывают иной образ науки.
– Скажите, а сильно ли слэм отличается от участия, допустим, в научной конференции?
– Когда говорят «научная конференция», уже хочется зевать. У нее имидж чего-то, покрытого пылью, хоть это далеко и не всегда так. В основном, на научных конференциях звучат монологи: не интерактивные форматы, достаточно растянутые по времени… И аудитория, естественно, на научных конференциях –подготовленная. А слэм – он идет в народ, в массы, его задача – просто и интересно рассказать об исследованиях неподготовленной аудитории.
– А как вы полагаете, может ли один человек одинаково успешно выступать на научных конференциях и на слэмах?
– Такие примеры есть.
– Насколько нам известно, НИТУ «МИСиС» в авангарде научного слэма. Тут часто проводятся научные стендапы. Есть ли еще какие-то университеты, которые этим занимаются, в частности, в Москве?
– Я знаю, что с самого начала движения с нами Томский, Новосибирский университеты. В Москве «МИСиС» достаточно давно играет активную роль.
Школа организаторов Science Slam
Вернувшись к слушателям школы, Сергей рассказал еще много чего интересного. Например, о том, что слэм – это не только юмор, хотя он, безусловно лежит в основе удачного стендапа. Слэмер не обязательно должен быть экстравертом и оратором, скорее – увлеченным человеком, который знает, что его научные изыскания могут быть интересны многим. Спикер отметил, что отечественные ученые в большинстве своем консервативны и зажаты: они общаются узким кругом в своей специфической сфере. Но стоит им почувствовать к себе искренний интерес от посторонних людей, они раскрываются.
Кто такой идеальный слэмер? Тот, кому есть, что сказать, и тот, rто хочет это сказать, - добавил он.
Конечно, научный слэм – это отчасти шоу, поэтому публику в любом случае заинтересовать сложнее, чем, например, на научной конференции. Поэтому выступление ученого необходимо тщательно подготовить: для этого необходимы усилия как ученого, так и организатора Science Slam. По словам Савчука, тренироваться надо не менее трех недель. Задача организатора в подготовке – не только «причесать» выступление, но и вдохновить, мотивировать участника.
Залог успешного выступления ученого – конечно же, новизна исследования. Кроме того, в выступление, которое длится не более 10 минут (!), следует включить только самое важное и интересное из научной работы, а не рассказывать обо всем подряд. И нужно помнить, что сделать идеальный слэм практически невозможно, а вот интересный и забавный – вполне реально. Правда, для этого придется постараться и даже, возможно, немного схитрить: например, оставить в программе не самый сильный стендап, чтобы остальные на его фоне казались интереснее.