Восстанавливая справедливость: 200-летний юбилей Мариуса Петипа

О французских корнях русского балета в нашем материале

В России несколько лет назад зародилась добрая традиция – определять тематику каждому году. Провожая текущий год экологии, граждане гадают, чему все же посвятят грядущий 2018. Разговоров было много: от Года балета, театра, до чествования 100-летия Александра Солженицына. В конце ноября власти все же утвердили грандиозное празднование двухсотлетнего юбилея выдающегося хореографа Мариуса Петипа. Официально объявлен Год балета, но по ряду причин всеобщее внимание приковано отнюдь не к искусству. По умолчанию в ближайшее время жители страны озадачены предстоящими выборами главы государства, значительная часть населения пребывает в ожидании Чемпионата мира по футболу. В результате только небольшой процент россиян остается верен искусству.

Отметим, что в преддверии грандиозного празднования, балетмейстер, благодаря которому существует само понятие «русский балет», не удостоен чести быть высеченным из мрамора, отлитым из бронзы, возвышаться на пьедестале центральной площади. Все величие мастера свелось к нескольким сборникам статей о его балетах, переписыванию биографии в ряде изданий. Для восстановления исторической справедливости государство к двухсотлетию, вероятно, назовет именем Мариуса Петипа скромный скверик на Загородном проспекте в Петербурге (хотя место до сих пор не утверждено). Празднование может принести плоды, если материально вдохновить, например, историков на создание долгожданной и нужной полноценной монографии о его жизни и творчестве.

Мариус Иванович Петипа (1818–1910) – обрусевший француз, танцовщик, педагог, в первую очередь, выдающийся балетмейстер. Он приехал в Петербург из Марселя в 1847 году уже состоявшимся артистом. В первый год службы на сцене Большого (Каменного) театра он дебютировал как хореограф. С 1869 года Петипа официально значится главным балетмейстером. Расцвет его творчества пришелся на последнюю четверть XIX столетия, когда в должности директора императорских театров служил аристократ, галломан, художник Иван Всеволожский.

Лучшие спектакли Петипа, составляющие сегодня «сокровищницу» отечественного искусства, появились в репертуаре петербургских театров в период 1890–1900 годов. Это было время становления императорского балета, интенсивного развития исполнительского искусства и формирования структуры большого академического спектакля. В это время Петипа создает балеты на музыку Петра Чайковского («Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»). За годы пребывания в должности главного балетмейстера императорских театров Мариус Петипа поставил свыше шестидесяти спектаклей, в числе которых как полномасштабные балеты, так и фрагменты: «Пахита» (Э. М. Дельдевез), «Дочь фараона» (Ц. Пуни, 1862), «Царь Кандавл» (Ц. Пуни, 1868), «Дон Кихот» (Л. Минкус, 1869), «Баядерка» (Л. Минкус, 1877), «Спящая красавица» (П. И. Чайковский, 1890), «Лебединое озеро» (П. И. Чайковский в редакции Р. Дриго, 1895), «Щелкунчик» (П.И. Чайковский, 1892), «Раймонда» (А. К. Глазунов, 1898), «Корсар» (А. Адан, 1899) и многие другие. Все постановки Петипа отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, изобретательностью сценического рисунка, особенно в массовых сценах. Помимо новых балетов, балетмейстер занимался возобновлением старых, не репертуарных спектаклей, а также постановкой танцев в операх.

Петипа при директорствовании Всеволожского был своего рода монополистом, которому прощали редкие недочеты, списывая все на почтенный возраст. Его молодому соратнику Льву Иванову приходилось довольствоваться положением второго хореографа. Он, в силу кроткого характера, сносил колкости в свой адрес в прессе, находясь в талантливой тени мэтра.

Иван Всеволожский инициировал отмену монополии создания балетных партитур одними и теми же музыкантами. В результате сотрудничества Мариуса Петипа с композиторами постановки обрели музыкальную целостность. При работе с Цезарем Пуни и Людвигом Минкусом балетмейстер мог самостоятельно переставить фрагменты в нужном ему порядке. Хореограф нередко брал музыкальные номера из различных сочинений штатных балетных композиторов и вставлял их в готовые постановки. С появлением Петра Чайковского и Александра Глазунова вмешательство Петипа в структуру спектакля стало редким, отныне оно согласовывалось если не с авторами, то с штатным капельмейстером Риккардо Дриго. Сотрудничество Всеволожского и Петипа было плодотворным несмотря на то, что сопровождалось многими трудностями. В результате их совместной деятельности существенные перемены произошли в отечественном балетном театре, изменилось отношение к нему зрителей. Период с 1890–1899 годы оказался особенно сложным для директора театров и балетмейстера, но именно в этот время были поставлены балеты, которые сегодня составляют гордость отечественного хореографического искусства. В эти годы иностранные балерины, которых приглашал Всеволожский по согласованию с Петипа, способствовали развитию русского исполнительского искусства. Музыка в балетной постановке заняла ведущее место, равное по положению с хореографическим текстом. Плодотворное сотрудничество Всеволожского и Петипа сыграло решающую роль в процессе формирования истории русского балета в целом.

За 92 года своей жизни Петипа состоялся как балетмейстер, и как семьянин: был дважды женат, воспитывал детей. По «традиции» однажды его просто отстранили от работы, ссылаясь на возраст и слабое здоровье. Несмотря на то, что еще при жизни Петипа занял почетное место на пьедестале искусства, полноценное признание его значимости пришло гораздо позже.

В 2018 году, отдавая дань памяти Мариусу Петипа, правительство России финансово поддержит ряд мероприятий. В планах празднования –проведение всероссийских и международных конкурсов артистов балета и хореографов, выставочные проекты, гала-концерты, творческие вечера, возобновление спектаклей и многое другое.

Хочется верить, что состоится долгожданная церемония увековечивания памяти Мариуса Петипа и его именем назовут пусть небольшую, но красивую улочку города, сквер, поставят памятник, напишут полномасштабную правдивую монографию.