Современная цифровая образовательная среда. Прогресс или регресс?

#EdCrunch-2017: обсуждение нового формата образования

Не секрет, что большая часть нашей жизни связана с компьютерами, смартфонами и интернетом. Мы живем в инновационном мире, где информацию можно найти в один клик. Традиционное обучение постепенно превращается в цифровую образовательную среду. Тем не менее, в этом есть свои приемущества. Во время учебы многим студентам и школьникам не хватает предоставленной информации, поэтому зачастую приходится обращаться за помощью к электронным ресурсам. 

Данный вопрос глобально обсуждался в рамках IV Международной образовательной конференции #EdCrunch-2017, который прошел 26-27 сентября в Центре международной торговли. Нам удалось не только посетить это интересное мероприятие, но и унести с собой множество полезной и нужной информации.


Начнем по порядку. Министерство образования и науки РФ запускает новый портал онлайн-образования в России. В августе этого же года ведомство провело конкурс среди вузов, которые на данный момент уже занимаются реализацией нового проекта, который пока не имеет аналогов. Более 100 организаций приняли участие в отборе, но только 17 из них смогли выдержать все испытания. На базе этих учреждений будут разрабатывать онлайн-курсы для обучения студентов и повышения квалификации преподавателей. Вузы-победители на протяжении трех лет будут заниматься разработкой портала и реализацией глобального проекта в области онлайн-образования. 

«Ведущие университеты выиграли первый конкурс, в результате которого мы создаем 10 региональных центров, которые начинают работать в приоритетном проекте. 127 университетов будут работать с победителями этого конкурса. Мы надеемся до конца года выполнить первые индикаторы нашего проекта – 140 тыс. слушателей должны закончить образовательные курсы, и получить за них зачет. Мы движемся к этому, 380 тысяч обучающихся находятся сегодня на платформе, но впереди очень много работы. Мы должны создать ресурс, который будет в поле глобальной конкурентоспособности», - рассказала участникам конференции заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова. 



«СЦОС (Современная цифровая образовательная среда)– приоритетный проект в области образования, нацеленный на повышение доступности, актуальности и качества образования за счет использования современных технологий, образовательного, научного потенциала российских университетов  и бизнеса. За 4 года развития проекта в России будут созданы условия для разработки качественного контента, который будет проходить комплексную экспертную и пользовательскую оценку и в дальнейшем использоваться для формирования образовательных программ в школах и университетах России», – отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.

Онлайн-курсы пользуются огромным спросом и на них более 1,5 млн запросов от россиян. «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» будет реализовываться как часть системы образования РФ. Она позволит студентам, которые прошли онлайн-обучение получить зачеты в своем университете. На данном этапе решаются вопросы нормативного и организационного характера. Уже создана система онлайн-курсов для высшего и среднего специального образования, а вот для школьников и дошкольников электронное образование появится чуть позже. 

«В рамках системы оценки качества мы должны оградить пользователя от того, что может претендовать на звание информационного ресурса, но не может быть онлайн-курсом, который будет интегрирован дальше в образовательную программу. Мы фактически должны сделать навигатор всей сети онлайн-курсов, освоив которые обучающийся получает подтвержденные результаты. Дальше он может претендовать на то, чтобы перезачесть их в своей образовательной программе», – поделился с аудиторией председатель правления Национальной платформы открытого образования (НПОО), директор Института технологий открытого образования УрФУ, Василий Третьяков.


Полная реализация проекта планируется к 2025 году. К этому времени примерно 11 млн россиян будут учиться и постоянно взаимодействовать с онлайн-курсами. 

По словам президента «Рыбаков Фонда» Елены Ульяновой, данный проект не просто масштабный, а скорее - неподъемный, поэтому привлечение школ и университетов - недостаточно. Для того, чтобы онлайн-образование сделать успешным, нужно подключить в эту сферу не только бизнес структуры, но и фонды. Ульянова отметила, что «Рыбаков Фонд» может стать центром интеграции. 

К тому же, что до этого момента у курсов в интернете была огромная проблема - недостаток качественного и проверенного контента. Возможно, в скором времени подключат к проекту ведущие организации, которые долгое время практикуются в онлайн-образовании: «Универсариум», «Лекториум, «Национальная платформа открытого образования» и др.