Классный руководитель на самоизоляции

Как организовать домашнее обучение десятиклассников на карантине?

Учеба во время самоизоляции — это новый интересный опыт. Но, как и всё новое, его освоение даётся непросто детям, учителям, родителям, но особенно — классным руководителям, которые из дома решают все вопросы, помогают школьникам в учебном процессе, разбираются в потоке материалов и заданий, выступают медиаторами, психологами, посредниками между учениками, педагогами-предметниками и родителями и, буквально, «несут круглосуточную вахту».  Мы узнали у классного руководителя 10 класса и социального педагога школы №2065 Джамала Джамалова, как он справляется со своими обязанностями в сегодняшних реалиях.


— Как вы считаете, чем онлайн-формат обучения отличается от очного образования?


Нет живого, реального общения. Когда учитель не видит детей, это меняет процесс образования, нет того контакта и влияния, которое было в стенах школы и класса, когда смотришь ученику в глаза. Кроме того, в школе есть распорядок дня, дисциплина, ответственность, скажем, за опоздание на урок, что отсутствует в домашних условиях. Поэтому я всем звоню каждый день, хотя общение по телефону не то же самое, что с глазу на глаз. Однозначно можно сказать, что детям важно ходить в школу.

Вот какой парадокс я заметил: во время учебы ребята хотели, чтобы она быстрее закончилась, а в самоизоляции оказалось, что им в школе было хорошо и все мечтают скорей туда вернуться!


— Можно ли на дистанте качественно взаимодействовать с учениками?


— Да, но усилий на это тратится намного больше. Я много рабочего времени провожу вчатах: общаюсь с детьми и родителями. Обычно я не обращаюсь к папам и мамам по мелким вопросам, стараюсь сам решать их с детьми, учу их, что каждый должен нести ответственность за себя и свои действия.

Но во время онлайн-обучения пришлось подключать и родителей. Домашние задания по всем предметам я дублирую в родительский чат, общаюсь с каждым педагогом и знаю ситуацию у каждого ученика. Приходиться контролировать домашнее задание: кто отправил учителю, кто – нет, и почему, какие у кого проблемы: с интернетом, компьютером, авторизацией в ЭЖД. Информирую родителей о запланированных контрольных работах. В начале урока всегда захожу в систему и если кого-то нет, звоню ребятам или родителям.


— Как вообще родители относятся к ситуации  онлайн-обучением?


— С пониманием, но им тоже приходится нелегко. Они хоть и дома, но должны работать, обучать детей у них нет возможности.

Сейчас на их плечи лег контроль – присматривать за процессом обучения и выполнением заданий. Хотя с 10 классом нет таких трудностей, как в начальной школе,  где сложнее и организовать дистанционное обучение.

Малышам при работе с компьютером всегда нужна помощь родителей. У меня две дочери, ученицы 1 и 3 классов,  супруга «учится вместе с ними», помогает и с классной, и с домашней работой.


— Как проходит ваш рабочий день?


— Рабочий день на онлайн-обучении ненормированный. В 8 утра я отправляю родителям расписание на день. Затем пишу детям, смотрю кто прочитал, дублирую в личные сообщения или звоню. Захожу в Microsoft Teams, где у нас проходят уроки, и смотрю, кто присутствует на уроке. Я понимаю, как трудно ученикам, они сидят дома, у них сбился режим. Я выступаю как медиатор между родителями, детьми, учителями-предметниками. В онлайне мы стараемся придерживаться временных рамок, но иногда приходится решать вопросы даже ночью.


— Какие задачи онлайн-обучения удалось решить?


— Важное значение имеет безопасность образовательного процесса. В современных реалиях это особенно важно. Чтобы занятия проходили безопасно, с точки зрения информационных технологий и цифровой безопасности, учителя информатики и классные руководители нашей школы оперативно создали каждому школьнику учётную запись, присвоили пароли и все уроки проходят без незваных гостей из бескрайнего интернета. У каждого ученика был безопасный цифровой путь в школу. Уже всё наладилось, но первое время было непривычно.

Будучи в школе, ребята слышат и воспринимают учителей более внимательно. А в онлайне не понятно, кто услышал тебя, а кто нет, до каждого довожу информацию индивидуально.


— Как ребята реагируют?


Для ребят это серьёзное эмоциональное напряжение.  Дети отвыкают друг от друга и от коллектива, ведь ничто не может заменить личное общение. Ребята находятся в стрессовой ситуации: они заперты в четырёх стенах. Но ребята отлично справляются! У меня информационно-технологический класс, у них своеобразная программа, они углубленно изучают математику, информатику, естественнонаучные предметы, и все задания не самые простые. Весь учебный год мои старшеклассники создавали проекты для научных конференций. Они быстро перезаписали видеопрезентации, выступили онлайн на 4 научных конференциях, вышли в финал, стали призёрами, а на конференции «Инженеры будущего» с проектом автономной системы уличного освещения даже стали первыми!


— До лета рукой подать. Что дальше?


— Все годовые оценки выставлены 15 мая. До конца мая занятия будут идти в том же режиме, но без домашних заданий и контроля посещения. Эта ситуация многому нас научила: быстро перестраиваться, свободнее пользоваться технологиями для коммуникации и выполнения задач. Но мы все хотим в очную школу, где, кроме образовательного, идёт и воспитательный процесс, и социализация.