Учителя после коронавируса: как изменится профессия?

Компании, вузы и государство вмешаются в подготовку учителей в РФ

Tumisu с сайта Pixabay

Переход на дистанционное образование оказался стрессовым и непростым не только для детей и родителей, но и для учителей. Многие оказались не готовы к такому повороту событий, поэтому качество обучение на местах пострадало. Причин было много: отсутствие у детей гаджетов или высокоскоростного интернета, неготовность родителей контролировать учебный процесс ребенка дома и, конечно, недостаток цифровых компетенций у некоторых учителей. 

Для того, чтобы образовательный процесс шёл в ногу со временем в любых обстоятельствах, ещё в феврале было принято решение о создании Консорциума по развитию востребованных кадров в сфере образования для цифровой экономики. В авангарде принятия решения стоял Университет НТИ 20.35 — франшиза Национальной технологической инициативы, первый в РФ университет, организованный для профессионального развития кадров в цифровой экономике. 

К консорциуму присоединились организации высшего и дополнительного образования, а также крупные компании: Российская академия образования, Яндекс, SkyEng, НИУ ВШЭ, УрФУ, МГПУ, Университет талантов в Казани, НИТУ «МИСиС» и так далее.  Все вместе они будут создавать учебные программы для уже работающих профессионалов и для тех, кто только собирается заниматься педагогикой. 

Педагогические вузы, институты развития и бизнес-организации договорились о востребованном и максимально системном взаимодействии, — объяснил Олег Попов, директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета 20.35. — Сейчас в десятки раз выросла потребность в специалистах в области образования. 

Попов отметил: кризис, вызванный переходом на дистанционное обучение из-за коронавируса, показал, что детям и молодым людям сложно учиться в старых условиях. Новое поколение миллениалов непросто мотивировать, а, кроме того, им необходим гибкий подход к обучению с выбором курсов, которые наиболее актуальны на текущий период. Поэтому существующие подходы к образованию требуют серьёзного комплексного пересмотра, поиска и восполнения пробелов в знаниях профессионалов.

Причём обучать нужно не только педагогов, но и всех, кто имеет отношение к образовательному процессу: методистов, проектировщиков образовательных программ, маркетологов образования и тех, кто может на стратегическом уровне управлять образовательным процессом. 

В процессе подготовки таких кадров большую роль играют классические университеты, многие из которых готовы адаптироваться под новые реалии. Вот что отмечает ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Богданов

Около 80% наших выпускников идут работать в образовательные учреждения. В магистратуре этот процент почти достигает 100. Год от года мы во многом определяем реальные компетенции людей, работающих в системе образования РФ

Подготовка таких кадров должна вестись с учтом современных реалий и потребностей экономики. Ситуация с переходом на дистант показала, что цифровые навыки образовательного сообщества надо повышать, чтобы качество обучения оставалось на том же уровне, что и было, или даже выше в любой ситуации. Для этого нужно не только обучать тех, кто уже в системе, но и готовить людей по новым специальностям — например, онлайн-тьютора. Вуз готов выступить проводником передовых педагогических практик, разрабатывать программы для профессий будущего, работать в регионами. 

В этом университетам помогут крупные компании. Подготовкой учителей нового поколения занимается, например, Яндекс. Там существует подразделение, работающее с министерствами образования регионов: они предлагают повысить квалификации учителей в цифровой сфере совершенно бесплатно. Работа ведётся уже достаточно давно, однако в нынешней ситуации это оказалось особенно актуально.

Мы - производители онлайн-решений, и мы долго и целенаправленно стараемся  донести педагогическому сообществу пользу онлайн-инструментов взаимодействия ученика и учителя. То, что сейчас случилось — беда для всего мира, но для развития онлайн-обучения это в некотором смысле золотой век, — отметил директор по развитию региональных образовательных проектов «Яндекс» Сергей Бражник.

Также он рассказал о недавнем исследовании компании, в ходе которого выяснилось, как изменились за период дистанционного обучения методические подходы педагогов. Оказалось, что большая часть учителей постарались адаптироваться — они используют онлайн-платформы, одновременно с оффлайн-материалами (учебники, тетради). Но при этом учителя отмечают, что нагрузка непомерно выросла: за короткий промежуток времени им пришлось открывать для себя много нового, использовать непривычные форматы, подбирать материалы. И не всегда всё получалось. 

Для того, чтобы учителям было проще взаимодействовать с цифровой средой и применять её в обучении школьников, Яндекс создал ряд бесплатных решений, которые уже успешно функционируют для учителей. К ним относится Яндекс.Учебник, в котором дети 1-5 классов могут получить и прорешать задания по русскому языку, математике и окружающему миру, Яндекс.Школа, в которой есть качественные видеоуроки с 1 по 11 класс по школьным предметам и много дополнительных возможностей для ведения собственного урока онлайн, а также курсы повышения квалификации по теме дистанционного обучения «Я Учитель». 

В рамках Консорциума компания и дальше планирует помогать общей задаче повышения цифровой квалификации педагогов всей страны. 

Ещё одна компания, которая подключилась к развитию педагогических цифровых компетенций, стала Нетология-групп. Директор компании Максим Спиридонов отметил, что наличие проблемы стало наиболее очевидно в условиях пандемии.

— Массовая неготовность страны к тому, чтобы перевести страну в онлайн, была выражена не столько в отсутствии платформ (они были), а в конкретных педагогических работниках, которые не владели информацией о том, как работает диджитал-среда и наличии инструментов, которые позволяют перевести образование в онлайн, — сказал он. 

Спиридонов отметил, что компания давно занимается этим вопросом, проводит исследования и запускает программы повышения квалификации педагогических кадров. Это, например, «Руководитель образовательного онлайн-проекта», «Методист образовательного онлайн-проекта», «Продюсер образовательного онлайн-проекта» — такие кадры, на взгляд университета онлайн-профессий «Нетология-групп», особенно нужны и могут наиболее эффективно помочь школьникам и студентам в достижении образовательных целей

В ААНО «Университет 2035» считают, что одна из главных задач Консорциума — сообща разработать новые программы по профессиональному обучению и повышению квалификации в сфере цифровой экономики. Необходимо начать подготовку по таким новым специальностям, как «Специалист по педагогическому дизайну», «Инженер данных в образовании», «Специалист по операционной эффективности», «Руководитель цифровой трансформации», «Продуктолог» и так далее. Наиболее качественно проработать программы может только объединив опыт тех, кто уже этим занимается и собирается продолжать. 

В дорожной карте проекта — выявление целевых профильных компетенций, создание стандартов качества образовательных программ и оценочных инструментов, дизайн собственно образовательных программ. Уже в конце года обещают первые результаты проекта — они будут представлены 16 декабря на форуме «Кадры для цифровой экономики 2.0». Надеемся, этот форум пройдёт оффлайн!