«Святая гильотина» Михаила Барышникова

О спектакле «Белый вертолет» режиссера Алвиса Херманиса

Официальный сайт Нового Рижского театра: https://www.jrt.lv/en/baltais-helikopters

Театральный сезон 2019/2020 года открылся громкой премьерой – спектаклем Нового Рижского театра «Белый вертолет», главную роль в котором исполняет легендарный Михаил Барышников. Сюжет вращается вокруг папы Бенедикта XVI – первого Папы Римского за последние 600 лет, отрекшегося от престола. Мнением о спектакле делится Янина Гурова – кандидат наук, историк балета, артистка балета, актриса, балетмейстер.


Новый Рижский театр – вновь объект пристального внимания театральной общественности. Художественный руководитель, режиссер–эстет Алвис Херманис представил публике постановку «Белый вертолет». В основе сюжета исторический факт – отречение Бенедикта XVI от Святого Престола.

Тема Ватикана в театре и кинематографе крайне популярна в последние годы. Внимание к ней волной прокатилось по всему миру после появления на экранах сериала Паоло Соррентино «Молодой Папа» (и его сиквела «Новый Папа»), заставившего мир посмотреть на католическую церковь под иным углом. Наряду с премьерой спектакля вышла биографическая картина Фернанда Мейреллиша «Два Папы», где центральная фигура – Бенедикт XVI в исполнении Энтони Хопкинса. Тем не менее не стоит сравнивать кинематограф и театр при всем их кажущимся родстве.

Спектакль «Белый вертолет» – дебют Алвиса Херманиса как драматурга. Пьеса основана на исторических изысканиях, сборе и анализе архивных и опубликованных материалов, личных диалогах с приближенными к Ватикану людьми. В поисках ответов на экзистенциальные вопросы режиссер кропотливо отбирал по крупицам материал, выстраивая свою авторскую линию повествования. Херманис формулирует свыше десятка веских причин, побудивших кардинала Йозефа Ратцингера из маленького баварского городка Марктль, ставшего Бенедиктом XVI, однажды добровольно покинуть Ватикан.

Спектакль отнюдь не о кризисе веры, хотя данный этап проходит каждый священнослужитель на определенном витке своего тернистого пути. Это история о понтифике, который верой и правдой 8 лет служил Богу, но никогда не забывал, что он всего лишь человек, конклавом заточенный в папскую сутану.

Алвис Херманис предлагает зрителю прожить последний день перед отречением, конкретную дату – 10 февраля 2013 года, когда Папа Бенедикт XVI официально объявил о намерении покинуть Святой Престол.

Действующие лица – Папа Римский (Михаил Барышников), секретарь Его Святейшества – Георг Гейнсвайн (Каспарс Знотиньш), монашка–помощница ­– Табиана (Гуна Зариня). Три образа Святой Церкви как своеобразное олицетворение прошлого, настоящего и будущего. Прогрессивный молодой секретарь Георг (итальянская пресса называла его самым красивым личным секретарем, который когда-либо служил у Папы) шокирован и растерян решением Бенедикта XVI. Секретарь негодует, так как Папа, не спросив совета, решительно настроен воплотить в жизнь свой план. Отсюда множество вопросов. Как быть Ватикану? Не повлияет ли решение Его Святейшества на дальнейшую судьбу всей Церкви? Даже будучи ярым католиком, Георг не может отделаться от предрассудка, навеянного пророчеством. По одной из версий Святой Малахия предрек: Бенедикт – предпоследний Папа Римский. Понтифик спокоен, рассудителен и непреклонен. Отшучивается вопросом: «Как проходил бы суд, будь у Понтия Пилата смартфон и советники?». Он слишком стар, чтобы продолжать беспокоиться о тщетности статистики, рейтингах в ряду католиков, подчеркивая, что современный Папа Римский должен бороться за популярность как рок-звезда. В свои 86 лет, занимая пост главы католической Церкви, он уже не принадлежит старому миру, а новый еще не создан. Так где его место?

Прогрессивный Бенедикт XVI в начале своего служения Святому Престолу ошибочно выступал за отмену обета безбрачия. Будучи понтификом, никогда не забывал, что в первую очередь он епископ Йозеф Ратцингер – человек, отсюда его недальновидность в высказываниях, нежелание порой предугадывать реакцию рублики на свои проповеди, цитаты, которые журналисты и фанатики будут вырывать из контекста и разжигать политичекую войну. Он выражает свое видение мира, стремится донести мысль армии ярых католиков, но не ставит целью приумножить паству. Папа Римский – должность, с обязанностями которой пожилой Йозеф Ратцингер уже едва справляется.

Верная сестра Табиана – олицетворение архаичности Церкви, ее устаревших устоев, испытывающая страх перед будущим. Подслеповатая, еле волочащая ноги монахиня почитает за честь безвозмездно служить Папе Римскому. Слухи об отречении заставляют ее часто плакать, непрестанно молиться. Дабы порадовать пожилую прислужницу, Бенедикт XVI шутя подбадривает ее: «Скоро изобретут таблетку от старости». Воодушевление Табианы он тут же пресекает: «Пока нет таблетки, Папа медленно превращается в овощ». Режиссер проводит лейтмотив старости, лишает Папу ловкости в движениях, легкости перемещения даже в замкнутом пространстве. Ограниченность срока пребывания на грешной земле – вот один из поводов для отречения. Папа Бенедикт XVI простой священнослужитель, который мечтал о размеренной жизни в должности профессора теологии в Боннском университете, жаждал ежедневно утопать в книгах какой-нибудь библиотеки. Но его планы нарушены, потому, будучи самым старым избранным понтификом, первым немцем на Престоле Святого Петра и первым во многом другом – Йозеф Ратцингер также впервые за 600 лет стремится уйти на покой и радоваться простым бытовым мелочам. О чем мечтает Папа? О возможности сменить сутану на брюки и свитер. Он не хочет задаваться вопросами о престолонаследии, уступая его тому, кто стремится вкусить все преимущества власти в Ватикане. Потому из уст понтифика иронично звучит: вполне вероятно, следующий наследник Святого Престола приедет из Латинской Америки или даже из Африки.

Аллегория современных ценностей режиссером представлена в дарах верных пилигримов. Необъятная бочка пива, огромное шоколадное яйцо и крошечная Библия, вошедшая в Книгу рекордов Гиннесса. Не случайно неловкая Табиана уронит микроскопическое издание, которое едва уловимо пинцетом и будет тщетно искать ее на полу, подобно современному обществу, что, упершись в стену, пытается найти ответы на вопросы мироздания. Тем временем неизбежен вопрос секретаря: «Что есть Бог?». Ответ Бенедикта XVI незамедлителен, размышляя об облике святых, вере, он завершает монолог словами: «Что говорит ваша Wikipedia?».

Википедисты – анонимные авторы, формирующие сознание целого поколения. Разве в этой электронной Вселенной нет ответов на все вопросы бытия? Георг – молодой и прогрессивный священнослужитель, его не удивляет цифровой мир, где есть место и правде, и лжи. Предприимчивый секретарь уже договорился, чтобы статьи о Бенедикте XVI были исключительно правдивы. Для современного человека Wikipedia – своего рода библия, в которой есть ответы на многие вопросы, только неизвестны их авторы.

Георг неустанно что-то записывает в блокнот, ищет в планшете нужные статьи, поглядывает в смартфон. Ему важно найти объективный и удобоваримый для католиков повод, проясняющий причину ухода Папы. Его пугает реакция публики, мнение сторонних наблюдателей, последствия – потеря авторитета Ватикана. Бенедикт XVI не менее современный человек, его ноутбук и синтезатор – неотъемлемая часть повседневной жизни. В отличие от молодого поколения, он ищет ответы в мировой литературе, а не всемирной паутине. На вопрос о причинах ухода он настоятельно рекомендует Георгу прочесть книгу Германа Гессе «Игра в бисер», чтобы приблизиться к осознанию принятого им решения. Секретарь гневно отбрасывает томик на книжную полку, ему нужен ответ здесь и сейчас. В этом – все молодое поколение: оно живет стремительно, жадно выискивает информацию и не готово погружаться в увесистый томик сюрреалистического романа, требующего вдумчивого прочтения.

Георг ошеломлен новостью, что Бенедикт XVI уже давно принял решение. Отягощенный непосильной ношей папства, он не сожалеет ни о чем. В считаные часы до отречения секретарь пытается добиться ответов на волнующие вопросы о прошлом епископа Йозефа Ратцингера. Очень кстати появляется Табиана, которой поручено уничтожитьрукописи. Сестра приносит шредер и постранично погружает в него листы, мелко исписанные карандашом. Георг в ворохе бумаг стремится отыскать что-то интересное, нужное ему, но Табиана отнимает каждый клочок. Папа Римский продумал все, даже уничтожение дневниковых и черновых записей. Единственный человек, которому он доверяет в Ватикане ­– сестра Табиана.

 Диалоги о музыке и религии, о прошлом и будущем, о Церкви и Ватикане. Есть место спорту и политике, которые транслирует телевизор в покоях Папы. Действие пронизано тонким чувством юмора и соткано режиссером–драматургом на нескольких языках. Звучат английский, немецкий, польский, итальянский, древнегреческий и латынь. Зрители через наушники слушают профессиональный перевод Сергея Тимофеева. Языковая палитра меняется в зависимости от обстоятельств, для делового общения – итальянский, желание не расстраивать сестру Табиану вынуждает Папу перейти на английский, который та не понимает. Рукописи понтифика на латыни, мертвом языке, малопонятном даже священнослужителям. Тем временем это характеристика героев – Бенедикт XVI – человек эпохи Возрождения, секретарь Георг – эпохи википедистов.

Режиссер мастерски выстраивает повествование, погружая зрителя в атмосферу с первых подступов к зрительному залу, где публика слышит звуки духовной музыки и видит занавес с изображением копии фрески «История святого Бенедикта» Луки Синьорелли (из капеллы Сан Брицио собора в Орвието). Неторопливое повествование, продуманная до мелочей сценография Кристины Юрьяне, в которой даже одеяния героев – полутона, характеризующие их.

Белый вертолет, давший название спектаклю – радиоуправляемая игрушка, влетающая в покои Папы Римского. Детская шалость, ничуть не смутившая Его Святейшество.

Георг метко подметил, что стоит после отречения улететь, дабы каждый католик мог увидеть прижизненное вознесение Папы. На следующий же день Бенедикт XVI сменит сутану на простой костюм (давно хранящийся у ножки кровати) и покинет Рим на белом вертолете.

Папа Бенедикт XVI в исполнении Михаила Барышникова прежде всего утонченный философ, остро ощущающий жизнь, человек эрудированный, отягощенный властью, данной ему Церковью. Отсюда и проникновенным кажется диалог о чувствах героя Йозефа Ратцингера в момент его выбора наследником Святого Престола. Вместо радости, что обуревала иных кандидатов, не скрывающих эмоций, Бенедикт XVI сравнил это мгновение с гильотиной, летящей к шее. Зрителю крайне важно абстрагироваться от образа Барышникова–танцовщика и принять его как драматического артиста. Нарочитая немощь в пластике, походка пожилого человека, ищущего опоры и лишенного остроты взгляда. Но увядание физического тела не сломило духа, не рассеяло ясности ума.

На протяжении всего спектакля у героя есть несколько пластических монологов: мгновения размышлений, ухода в себя. Высвеченный лучом в центре сцены герой мечется от умиротворения до судорожного экзальтированного душевного порыва. Он молится, возводя руки к небу, проходящая дрожь по телу заставляет ноги подкосится. Коленопреклонённый, он продолжает свой немой монолог, постепенно добиваясь внутреннего покоя.

Барышников – актер, органично вживающийся в образ. Его голос звучит убедительно и внятно, лишенный нарочито поставленных интонаций. Несмотря на параллельный перевод, зритель легко может уловить легкость, с которой артист переключается с итальянского на английский, с немецкого на латынь, мелодика голоса не меняется, каждый язык кажется для него родным.

Сестра Табиана в исполнении актрисы Нового рижского театра Гуны Зарыня – удивительное перевоплощение. Молодая артистка предстает перед публикой старушкой, едва шаркающей по покоям Папы, лишенной силы встать со стула, почти слепой. Старушечий голос, дрожащие руки, тысячи мелких деталей, которые создают продуманный образ вымышленной Херманисом героини, порой отвлекают зрителя. Гуна Зарыня актриса, которой удалось переключить внимание публики от своих партнеров по сцене и заставить наблюдать за ее нелепыми перемещениями. Папа – олицетворение духовного, Табиана – земного, потому ее неуклюжесть заставляет улыбнуться зрителя, который едва не погряз в философствовании на тему: «Что есть Бог?».

Актер КаспарсЗнотиньш – достойный исполнитель роли секретаря первого красавца Ватикана Георга Генсвайна. В его образе тысячи эмоций, от обожествления Папы Римского до едва заметной ненависти к нему и страха от собственных мыслей. Современный, деятельный, активный, он олицетворениемолодости и будущего. Амбициозный, вероятно, примеряющий на себя в будущем образ Папы, Георг в исполнении Знотиньша цельный персонаж, достойный отдельного повествования.

Алвис Херманис в очередной раз доказал, что его острый ум, чувство стиля могут облачить в театральную форму сложную тему, почти невозможную для реализации в хронометраже 2,5 часов. Философия и эстетика автора пьесы, команда артистов, сценографа – произведение искусства для ценителей настоящего театра. Поразительно, как в замкнутом пространстве сцены мелкие бытовые детали выглядят подобно крупному плану в кинематографе. Правильно расставленные акценты в диалоге трех героев дают зрителю почти математически выверенную траекторию отслеживания происходящего. Невидимая рука режиссера переключает ваше внимание от Папы к секретарю, а потом заставляет отвлечься на Табиану. Каждому персонажу есть место, нет противостояния и конфликта. Филигранная работа со словом, светом, образами.

«Белый вертолет» – спектакль, который нужно увидеть и прочувствовать. Зрителю предстоит абстрагироваться от образа Барышникова-танцовщика, избежать сравнения с Энтони Хопкинсом и тем более не поддаться желанию провести параллель Херманиса с Паоло Соррентино.

         Хочется верить, что данная постановка будет запечатлена на видео, как зрелище для истинных театралов, как свидетельство многогранности таланта актеров, как еще одна блистательная работа режиссера Херманиса, в конце концов как прижизненная театрализованная история епископа Йозефа Ратцингера, который удивил мир, добровольно покинув Ватикан.