В самолете на высоте 10 тысяч метров десятиклассник сделал сердечно-легочную реанимацию и спас жизнь пассажиру. Это не единственный случай, когда дети вытаскивают с того света взрослых. Дети могут оказывать первую помощь, если их этому научить. Чем больше людей будут владеть бесценными первопомощными навыками, тем больше жизней будет спасено.
В конце февраля пассажиру рейса Сочи-Москва стало плохо. Мужчина потерял сознание, у него началось сильное носовое кровотечение. Капитан воздушного судна обратился к пассажирам. Помочь вызвался десятиклассник медицинского класса столичной школы №1573 Богдан Рудик и с бортпроводниками стал “откачивать” потерявшего сознание. Очистив ротовую полость и гортань от кровяных масс, срочно приступил к сердечно-легочной реанимации с помощью устройства для искусственного дыхания (мешка Амбу), так как пострадавший не дышал. Самолет экстренно сел в Воронеже. До передачи медикам школьник с помощниками поддерживал дыхание пострадавшего. Врачи поставили диагноз "инфаркт". Без правильных действий мужчина до “скорой” бы не дотянул. Оказывать первую помощь Богдана научили в школе, в медицинском классе.
Перевязать раны пострадавшим в ДТП
Прошлой весной на 24-м км Киевского шоссе столкнулись грузовик и автобус, пассажиром которого оказался семиклассник кадетского класса школы №2120 Александр Крайнов. Парень получил сотрясение мозга средней степени тяжести, но самообладание не потерял и, несмотря на предобморочное состояние, помогал другим выбираться из покореженного автобуса, перевязывал раны, накладывал шины – оказывал первую помощь по международным стандартам. Пассажирам повезло, что Александра научили этому в кадетском классе, он многим помог дождаться скорой.
"Обрабатывать и перевязывать раны нужно уметь, – рассказал учитель ОБЖ школы №2120 Максим Зотов. – Например, заживляющие, останавливающие кровотечения и антисептические свойства перекиси водорода в последних исследованиях не доказали свою эффективность. Перекись имеет смысл использовать только в рваных загрязненных ранах, потому что пена может удалить грязь из труднодоступных мест. Обрабатывать раны лучше всего Хлоргексидином или Мирамистином. С перевязыванием тоже есть свои нюансы – где-то нужно наложить шину, где-то жгут, а где-то давящую повязку".
Спасти утопающего
В селе Большая Уса Пермского края берега местного пруда залиты бетоном, и вода из водоема утекает в слив через решетку для удержания мусора. Над прудом нависает труба, с которой все ныряют. Девятиклассник Артем Сивковский прошлым летом, забравшись на трубу, заметил прижатого течением к сливной решетке мальчика. У ребенка уже посинели губы. Артем прыгнул и стал пытаться вытащить парня на берег, но поднять его на крутой бетонный склон в одиночку не мог. Собралась толпа. Все стояли и смотрели, пока Артем не заорал и не стал звать на помощь. Тогда взрослые подключились, и вместе вытащили утопающего. Тот уже не дышал. Артем стал давить на грудь. После нескольких нажатий вода хлынула фонтаном и ребенок очнулся. Юному герою помогли занятия в бассейне и картинки по оказанию первой помощи утопающему. Удивился Артем тому, что слышал, как вода при нажатии на грудь поднимается из легких вверх.
"Достав утопающего из воды, первым делом нужно вызвать скорую, – сказал учитель ОБЖ школы №2117 Юрий Швачко, – лучше попросить вызвать скорую еще кого-то, чтобы не терять драгоценное время. Существует три типа утопления, иногда врачебная помощь необходима. Пока едет скорая, надо проверить, нет ли во рту посторонних предметов, например, пластикового пакета, водорослей. Затем надавить на грудь, но не как в фильмах, а сесть на одно колено, а на другое - положить животом вниз пострадавшего, надавить на спину и вода из легких вытечет. Если пострадавший не дышит, немедленно перейти к сердечно-легочной реанимации".
Всегда готовы оказать помощь
Педагог петрозаводского “Детско-юношеского центра” Ирина Строганова пятый год занимается развитием программ первой помощи и обучает школьников, педагогов, туристов, волонтеров. Ирина подчеркивает, что беда всегда приходит неожиданно. Часто случается так, что спасти жизнь может только человек, оказавшийся рядом. Важнейшее значение в таких ситуациях имеют знание правил безопасности, умение грамотно действовать в зависимости от состояния пострадавшего.
Этой зимой около школы упала девочка и получила травму голеностопного сустава. Одноклассницы грамотно оказали ей первую помощь – зафиксировали сустав, не снимая обуви, на руках отнесли в школу и позвонили маме. Доктор травмпункта отметили правильность действий.
"У старшеклассников, курсантов программы первой помощи, стало модно носить с собой аптечку - маску для искусственного дыхания, резиновые перчатки, бинты. Это минимальный набор для безопасного оказания первой помощи", – сказала Ирина.
Десятиклассница, ученица курсов инструкторов первой помощи, стояла в очереди в аптеке. Вдруг покупательница, неожиданно потеряв сознание, упала. Началось сильное носовое кровотечение. Ситуация – опасная. Пострадавшей надо было придать устойчивое боковое положение. Девочка так и поступила. Взрослые в очереди и не подозревали, что ребенок без особых усилий может повернуть на бок грузного человека. Для этого нужно всего лишь согнуть одну ногу лежащего в колене и использовать ее как рычаг.
"При носовом кровотечении принято запрокидывать голову, но это грубейшая ошибка! – комментирует педагог-организатор школы №1392 им. Д. Рябинкина Ольга Денисова. – Во-первых, кровь может стекать в легкие, и пострадавший просто захлебнется. Во-вторых, если кровь попадет в желудок, она может вызвать рвотный рефлекс. С запрокинутой головой нельзя определить степень кровотечения, при небольшом - достаточно заткнуть нос ватой, при сильном – положить на бок и вызвать скорую".
То, чему можно научить
Чтобы знать, как действовать в ЧС, нужно учиться самим и учить детей. Школьной программы на уроках ОБЖ зачастую недостаточно. Так, в школе №1354 "Вектор" оказывать первую помощь учат на специальном оборудовании - столе "Теле-менторе", в который встроены два экрана: на одном объясняют порядок оказания помощи, на другом, горизонтальном тачскрине, – отрабатываются действия. А в школе №2120 учения по первой помощи проходили в формате квеста. По легенде, в здании произошел обвал: шестиклассники учились помогать "пострадавшим". Перед квестом профессиональные спасатели проинструктировали детей о том, как распознать тип травмы и как помочь при кровотечении, сотрясении и даже инфаркте. Такая "игра" полезна, считают учителя. Дети, с одной стороны, в нее включаются, с другой – отрабатывают технику в условиях, приближенным к реальным. Вероятность, что в жизни из-за стресса они запутаются, снижается.
По словам Ирины Строгановой, теория без практики вещь полезная, но малоэффективная. Многочисленные советы из Интернета, даже грамотные, способны дать лишь общие представления, которые не слишком долго хранятся в памяти. Каждое теоретическое занятие обязательно должно включать практический блок для закрепления. Решение ситуационных задач с привлечением грамотных и загримированных статистов (в их ролях выступают школьники, прошедшие базовый этап обучения) позволяет приблизить ситуацию к жизни и подготовить к безопасным практическим действиям.
Как в школах учат первой помощи
Все действия по оказанию первой помощи на сегодняшний день уложены в алгоритмы. Для правильных действий их необходимо не только знать, но и поддерживать в рабочем состоянии. После прохождения курсов необходимо хотя бы раз в месяц решать задачи, повторяя на практике полученные умения. Увы, в школах на уроках ОБЖ подобными вещами занимаются редко.
Известен случай, когда в Канаде два ребенка 7 и 10 лет спасли свою 62-летнюю бабушку, продержав ее непрямым массажем сердца до приезда скорой. Инцидент произошел в ноябре 2018 года. У пожилой женщины остановилось сердце, когда она с внуками смотрела телевизор. Дома взрослых не было. Дети уложили бабушку на пол. Старший начал давить на грудь, а младший набрал 911. Пока ехала скорая, диспетчер инструктировал детей по телефону. Когда приехали врачи, сердце женщины не билось, но ее мозг выжил благодаря реанимации, которую провел ребенок. Врачи смогли запустить сердце бабушки электрическим дефибриллятором. В первой помощи, да и в жизни, сдаваться нельзя. Даже если сердце "не запускается", все равно продолжать реанимацию и обеспечивать циркуляцию крови в мозгу. Пока жив мозг – шансы есть.
"Учить детей оказывать первую помощь необходимо. Без определенных навыков ситуацию можно усугубить, – сказал учитель ОБЖ школы №1368 Александр Козачек. – Много мифов, связанных с первой помощью. Говорят, при эпилептическом припадке в рот надо запихнуть ложку, что делать категорически нельзя", – подчеркнул он.
Зимние ловушки
Зимой заголовки новостей пестрят о провалившихся под лед, и часто ими оказываются дети. Вытаскивают из проруби пострадавших тоже дети, они часто оказываются рядом. Делать это надо умеючи. В школе №1391 даже провели урок ОБЖ на пруду, и профессиональные спасатели учили ребят вытаскивать людей из полыньи. Если ребенок окажется в такой ситуации и начнет действовать неправильно, сам может оказаться в ледяной воде. А два человека в проруби могут в панике утопить друг друга.
"Подходить к месту провала следует по следам провалившегося, - говорит преподаватель школы №1391 Алексей Беленков. - За несколько метров до проруби лечь и ползти. Провалившемуся лучше протянуть предмет, палку, веревку, снять с себя куртку. Если утопающий не может ухватиться заледенелыми пальцами, придется вытаскивать его своими руками".
От края проруби надо отползти. Если пострадавший не может идти, волочить его за собой. Следующая опасность – переохлаждение, чтобы этого не произошло быстро снять мокрую одежду, переодеться, попасть в теплое место и звонить в скорую.
Жизнь и медицинская статистика показывает, что своевременное оказание первой помощи сокращает смертность и количество осложнений после травм. Причем, эффективную помощь ничем не хуже взрослых оказывают и старшеклассники, и даже дети помладше, и делают это эффективно, грамотно и безопасно.