Из чего состоит МЭШ и почему это хорошо для моего ребенка

МЭШ по полочкам

https://www.mos.ru/

С момента пилотного запуска Московской электронной школы прошло более двух лет. Платформу используют 1457 зданий столичных школ. Удобство цифровизации успели оценить учителя и дети, но родители школьников, использующих МЭШ, до конца не поняли, зачем это нужно, и что такое электронная школа. Школа №1368 стала одним из шести учебных заведений, где в 2016 году в качестве эксперимента внедрили эту IT-технологию. Педагоги школы рассказали о пользе МЭШ.


Этапы


"Мы работаем по образовательным стандартам последнего поколения (ФГОС), – рассказала учитель русского языка и литературы школы №1368, автор 22 уроков МЭШ Светлана Растворова. – Их ввели недавно, но они совершили революцию в образовании. Теперь школа может не только давать знания, но и развивать в детях важные навыки, например, самостоятельность, умение работать в команде, ставить цели и достигать их. Сценарии уроков МЭШ помогают в этом. Каждый урок состоит минимум из шести этапов. В русском языке в среднем их 10, то есть за 45-минутный урок смена деятельности происходит примерно каждые пять минут и следующий этап, кроме выполнения образовательной функции, развивает определенный навык в соответствии с ФГОС".

"На своем уроке я могу использовать этапы из пяти сценариев, – рассказала учитель информатики и методист по информационно-коммуникационным технологиям школы №1368 Наталья Филатова, – этап закрепления из одного, этап рефлексии из другого, этап мотивации из третьего. Все зависит от умения учителя быстро и хорошо пользоваться МЭШ. Если переключение фрагментов занимает по 20 минут, то, конечно, от такого урока толка будет мало. Как диджей сводит музыкальные композиции, так и современный учитель сводит уроки в МЭШ. Поэтому его надо научить понимать, как устроен МЭШ, и как с ним работать”.

Разбить урок на блоки полезно не только с точки зрения развития навыков, но и для восприятия. На занятии, где используется МЭШ, дети лучше концентрируются, и при этом меньше устают. Поскольку из-за постоянной смены деятельности нельзя подолгу сидеть над заданиями, школьники учатся работать оперативно. Благодаря этому повышается общий темп восприятия учебных навыков. Дети быстрее думают и даже "схватывают на лету".


Мобильные приложения


Учителя, работающие с МЭШ, создают обучающие мобильные приложения с помощью бесплатных конструкторов. После прохождения модерации приложение появляется в МЭШ. Много приложений создано в игровом формате, что привлекает детей. Педагог присылает ученикам ссылку на приложение, и дети могут заниматься где угодно, они не ограничены стенами школы или дома, у них появляется мобильность.

"Я делаю приложения для МЭШ в конструкторе, – поделилась Растворова, – интерес важен для ученика. Я совмещаю интерес с пользой, ведь дети остаются детьми. Если им скучно, то убедить, что это интересно, невозможно. Есть слово "надо", поэтому ты "должен" – это приходит позже".

"Реализоваться в МЭШ можно не только через создание сценариев, но и через создание приложения, – добавляет методист школы. – Мы вышли на такой уровень, когда дети вместе с учителями программируют приложения. Это происходит в рамках проектного обучения. Школьник получает такие профессиональные навыки, как выполнение профессиональной задачи в команде, понимание цели. От педагога он учится управлять. Когда учитель не проводит урок, а работает с детьми, руководит ими, они начинают понимать, что такое управление. В головах формируется модель управления технологическим проектом. Развивается предпринимательское мышление".


Индивидуальные образовательные траектории


В среднем в классе около 30 учеников. Один педагог, разумеется, не может уделить всем достаточно внимания, если ведет урок в классическом стиле. В МЭШ же есть библиотека заданий с разным уровнем для “слабых” и “сильных” учеников. Можно разбить класс на группы и работать с каждой по отдельности. Так количество внимания, уделяемое каждому ученику, возрастет.

"МЭШ помогает индивидуализировать обучение, – считает Растворова. – Например, на уроке я могу дать группе отстающих учеников тест, детям посильнее - работу в приложении, а совсем сильным - анализ эпизода в группе. Их группа получит ссылки на критические статьи, каждый выберет себе материал, прочитают его, обсудят и попытаются составить общее мнение. Так они учатся аргументировать и вырабатывать свою позицию. Потом я даю всем задание, пока они его пишут, проверяю работы. МЭШ позволяет найти отдельный подход, если не к каждому ученику, то к каждой мини-группе точно.


Электронные учебные пособия


"В библиотеке МЭШ есть электронные учебные пособия, – рассказала Растворова. – Это пока дополнительная литература, пользоваться ей удобно. Я использую учебник для подготовки к ОГЭ в 9 классе, где сжато объясняется, как подготовиться к изложению. Есть, скажем, электронное пособие по творчеству Федора Достоевского с иллюстрациями и тестовыми заданиями по каждому разделу. Книга – объемная и трудная для 10 класса, а пособие хороший помощник.


Чтецы


В МЭШ чередуются способы подачи информации: через текст, видео, картинку, звук.Считается, что большинство современных детей – визуалы. Поэтому много внимания уделяется таблицам, картинкам и видео. Но и звук играет не меньшую роль в восприятии, особенно, когда речь идет о литературе.

"Хорошие чтецы способны передать оттенки звучания литературного произведения намного лучше, чем 45 минут слушать учителя и читать, – уверена Растворова, – когда стихотворение Лермонтова "Валерик" читает Сергей Безруков, ребята замирают. Мой ученик после прослушивания сказал: "кулак разжать не могу" – такое напряжение. После этого этапа стихотворение легче анализировать: Безруков правильно расставляет акценты. Ребенок не может так глубоко осмыслить стихотворение, если сам прочитает его вслух, или, тем более, про себя. А Пушкин... Дети сами не смогут воспринять Пушкина так, как читает его Иннокентий Смоктуновский. Это до сих пор непревзойденное чтение Пушкина! Дети учатся понимать поэзию и видеть в ней красоту", – добавила учитель.


Ссылки


Учитель может в любой момент прислать детям ссылки на упражнения, тесты, учебники, обучающие видео, фрагменты фильмов и все это используется в обучении.

"Через МЭШ я могу прислать ребятам ссылку на критическую статью, фрагмент статьи, книги, учебника. Пройдя по ссылке, ребята начинают работать, что особенно эффективно в старших классах. Для них самостоятельная работа – это смысл образования. Они готовятся уходить из школы, а в студенчестве, да и на работе, все построено на самообразовании. Общество переходит к модели непрерывного образования. В МЭШ детей готовят именно к этому".


Пройти урок дома


В МЭШ можно давать домашние задания, прикрепляя к ним любой материал. Можно даже целиком прикрепить к "домашке" сценарий урока, чтобы ребенок, который прослушал или пропустил занятие, смог самостоятельно увидеть пройденный материал дома. В крайнем случае, школьник может бегло ознакомиться с тем, чем занимались его одноклассники, какие делали упражнения, что читали. До появления МЭШ это было трудноосуществимо.


Виден результат


В МЭШ школьники выполняют значительно больше проверочных работ. Поскольку результаты многих тестов отображаются сразу, дети даже следят за своими успехами и наблюдают динамику процесса обучения. Некоторые задания предусматривают проверку и оценку себя самостоятельно. Если раньше оценка успехов школьника была исключительной прерогативой учителя, то теперь дети учатся оценивать себя сами.

"Ученики 5-7 классов любят интерактивные этапы урока, когда на доске все двигается: слова, изображения, заполняются колонки. Им нравится выполнять интерактивные проверочные работы, где надо взять слово и перетянуть его к картинке, например. А это деятельность, в процессе которой им приходится думать, поэтому они хорошо запоминают и понимают материал", – рассказала Растворова.


Учителя учатся друг у друга


Размещая сценарии уроков и различный контент в МЭШ, учителя делятся друг с другом опытом. Каждый учитель видит приемы коллег, пробует, применяет их и сам развивается. Ведь, если учитель профессионал - это сказывается на развитии и детей.

"МЭШ систематизирует содержание образования, – считает Наталья Филатова. – Допустим, педагог готовится уроку. Пересмотрев ряд уроков в МЭШ, он впитывает уже существующий педагогический опыт, как в области содержания, так и в области педагогического восприятия этого содержания. Некоторые темы через МЭШ раскрываются лучше благодаря картинкам, видео, анимации. Но МЭШ – это не только содержание. Форма подачи материала, сам по себе сценарий урока – это педагогический опыт, зафиксированный на цифровом носителе. Иногда встречаются уроки-шедевры, которые развивают навыки и у детей, и у педагогов".