Какой должна быть идеальная школа? Мнение учёных

Социологи из «Шанинки» проанализировали мировые рейтинги и опыт разных стран

В Московской высшей школе социальных и экономических наук выяснили, какой должна быть школа, чтобы давать максимально высокие образовательные результаты. В этом им помогли международные и отечественные исследования, а также примеры других стран. Специалисты утверждают: начальная школа должна длиться шесть лет, сама школа по количеству учеников не должна превышать 800 человек, а буллинг и списывание надо искоренить. Кроме того, должна уйти в прошлое лекционная модель обучения: ученики должны больше разговаривать и не отсиживаться на уроках

Елена Ленская, декан факультета менеджмента в сфере образования, отметила, что современные образовательные комплексы, рассчитанные на несколько тысяч учеников, устарели: ими сложно управлять и они обезличивают учеников. Школы должны быть небольшими, а поддерживаться государством более всего должны маленькие сельские школы с ограниченными возможностями — как, например, в Эстонии, которая уже два раза занимала первое место в Европе в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA

Кроме того, на повестке дня системы российского среднего образования — борьба с буллингом. Согласно международному исследованию PISA, наша страна попала в первую десятку стран по школьной травле: 37% школьников признались, что что их унижали, обзывали и обижали одноклассники или учителя.  

В идеальной школе выполнение заданийна дом занимает не более 45 минут в день. И при этом все задания должны обязательно проверяться учителем, причём не так важно поставить оценку в баллах. В младших классах можно просто похвалить ученика и указать ему на темы, в которых ему стоит быть внимательнее — словом, сделать так, чтобы самооценка ребёнка не пострадала. Такое предложение учёных основано на опыте других стран, где подобная система давно используется (например, Финляндии).

Кстати о младших классах: специалисты предлагают «продлить» начальную школу с 4 до 6 лет. Польза этого доказана, опять же, другими странами: в России самая короткая начальная школа в Европе. «Началка» должна длиться больше хотя бы потому что именно в этот период у ребёнка закладываются основы для дальнейшего предметного обучения, и они должны успеть закрепиться. Некоторые исследователи считают, что, например, скорость чтения практически не изменяется у человека с 12 лет: то есть, примерно с 5 класса человек читает с той же скоростью, что и во взрослом возрасте. И логично уделить больше времени развитию этого навыка, чтобы ученику было легче осваивать дальнейшую учебную программу. 

Важный признак идеальной школы — общение учителей друг с другом на профессиональные темы. А это значит больше круглых столов, брифингов, обсуждений учебного плана и оптимальной нагрузки на учеников. При этом домашние задания по каждому предмету должны быть в балансе друг с другом, чтобы не получалось, что ребёнок делает соизмеримо много по каждому из предметов в один и тот же день.

Ещё одна печальная статистика школ России — почти каждый директор школы в исследовании TALIS признался, что ученики в его школе списывают. В идеальной школе ученик не списывает, потому что система не ориентирована на то, чтобы любым способом добыть хорошие результаты. И учителя не закрывают глаза на шпаргалки на важных региональных контрольных. 

В идеальной школе профильное обучение не носит массовый характер. То есть, все школьники не делятся на медиков, инженеров, кадетов и других профильных учеников. Ведь ребёнок может сто раз передумать, а заработанные регалии, грамоты и дополнительные баллы и льготы при поступлении будут тянуть его назад, в нелюбимую профессию. Тем временем, в стране уже начали открывать инженерные детские сады — кем в итоге будут работать все эти дети?    

И, конечно, в идеальной школе должны преподавать настоящие профессионалы своего дела. Например, в Южной Корее на работу в школы после института сразу попадает только 30% выпускников вузов — остальным приходится «подтягивать» свои навыки в течение одного-двух лет, чтобы успешнее сдать профессиональный экзамен. Благотворно повлияла бы и система ротации кадров, позаимствованная из азиатских стран: учителя и директора школ не могут работать в одном учебном заведении больше 5 лет. Все учителя в идеальной школе должны быть заинтересованы во внедрении новых методов обучения: например, «перевёрнутого класса», когда ученик изучает новую тему дома, а на урок приходит, чтобы вместе с учителем разобрать задания, или проектного метода, или групповой работы. 

Тем временем, школьной системе страны до идеала далеко. Например, вместо уменьшения школ их, наоборот, объединяют, создавая огромные и с трудом управляемые школьные комплексы. Учителя, особенно в сельских школах, преподают «по старинке» — не внедряя новых методов, просто рассказывая тему и проверяя «домашку». Да и в целом педагогический состав школ более чем на 50% состоит из людей старше 45 лет.  

Однако не может не радовать то, что сегодня государство уделяет много внимания подготовке учителей и изменению методик преподавания в школах. Здания активно оснащают новым оборудованием (интерактивными досками, ноутбуками, лабораториями с 3D-принтерами и лазерными станками, робототехническими классами, медиаоборудованием и многим другим), а самих педагогов учат увлекать детей цифрового поколения с помощью электронных учебников, онлайн-уроков и других технологий, о которых предыдущее поколение даже не мечтало. Что будет с системой школьного образования дальше — покажет время, а пока мы можем только наблюдать за тенденциями. Сможем ли мы сделать наших школьников самыми умными и эрудированными? К чему приведёт развитие инклюзивного образования? Как на детях скажется постоянное присутствие в онлайн-пространстве? Пока эти и другие вопросы не имеют ответов.